Урок№30: "Геометрическое построение. Деление окружности на равные части на 3, 4, 5, 6, 8, 12.".



Материальное обеспечение: учебник, циркуль, линейка, тетрадь, ластик.

1. Урок сегодня я хочу начать с подготовки  рабочего места.  Не забываем основные правила : 30 см до чертежа, спина ровно, свет сверху слева (если вы правша, то с права)

 Итак, всеми выше перечисленными инструментами и принадлежностями мы будем выполнять «Геометрическое построение: деление окружности на равные части».\

 2. ЗАПИСЫВАЕМ ЧЕРТЁЖНЫМ ШРИФТОМ ТЕМУ УРОКА.

3. Не много из истории

  • С делением окружности неразрывно связано построение правильных многоугольников. Они встречаются в древнейших орнаментах у всех народов. Люди уже тогда оценивали их красоту. Кроме того, они видели эти фигуры в природе. Например, пятиугольник встречается в очертаниях минералов, цветов, плодов, в форме некоторых морских животных, шестиугольник просматривается в пчелиных сотах и т.д.
     
  • В «Десяти книгах о зодчестве» римского архитектора Витрувия (жившего примерно в 63-14 гг. до н. э.) говорится, что городские стены должны иметь в плане вид правильного многоугольника, а башни крепости «следует делать круглыми или многоугольными, ибо четырехугольник скорее разрушается осадными орудиями»
  • Планировка городов, которую предлагал Витрувий представляла собой защиту от 8 главных ветров и 16 второстепенных.. для построения восьмиугольника Витрувий предлагал применить деления пополам сторон квадрата, вписанного в окружность.
  • Правильный шестиугольник явился предметом исследования великого немецкого астронома и математика Иоганна Кеплера (1571-1630), о котором он рассказывает в своей книге «Новогодний подарок, или о шестиугольных снежинках». Рассуждая о причинах того, почему снежинки имеют шестиугольную форму, он отмечает: «…плоскость можно покрыть без зазоров лишь следующими фигурами: равносторонними треугольниками, квадратами и правильными шестиугольниками. Среди этих фигур правильный шестиугольник покрывает большую площадь»
  • Одним из наиболее известных ученых, занимавшихся геометрическими построениями, был великий художник и математик Альбрехт Дюрер (1471-1528), который посвятил им значительную часть своей книги «Руководства…». Он предложил правила построения правильных многоугольников с 3, 4, 5…16-ю сторонами. Методы деления были не универсальны, в каждом конкретном случае используется индивидуальный прием.
















4. Где встречается? 

  • В строительстве широко применяли деление окружности на равные части. Одним из примеров может служить величественный памятник готической архитектуры – Нотр–Дам де Пари или Собор Парижской Богоматери (30 метров в длину, 108 – в ширину) который находится в Париже, на острове Сити. Его строили 94 года. Фасад Собора украшает удивительный витраж 18 века. Этот витраж в архитектуре называется «роза». Диаметр розы собора Собор Парижской Богоматери12 метров 90 см.
  • В декоративно-прикладном искусстве дизайнеры, ювелиры с успехом применяли деление окружности, создавая прекрасные произведения: ордена, медали, монеты, ювелирные изделия

  • Ювелирная огранка


А сейчас обратите внимание на технические детали, к примеру, различные колеса, гайки, гаечные ключи. (Пока деталей)

·         При изготовлении многих типичных деталей тоже возникает необходимость в делении отрезка и окружности на равные части.
·         При вышивании изонитью применяют деление окружности на равные части 


·         Логотипы машин.


5. Практическая работа

На уроке СЕГОДНЯ мы будем учиться делать геометрические построения (смотрим учебник &15.2 

http://uchebniki.net/cherchenie11/827-uchebnik-cherchenie-botvinnikov-2009.html

и выполняем построение в тетради, линии построения не убираем)
В ЦЕНТЕ ЧЕРТЕЖА ПИШЕМ ШАРИКОВОЙ РУЧКОЙ 
ФАМИЛИЮ И ИМЯ (в целях исключения подделки чертежа)
ü  Построение окружности с делением на 3 равные части (РИС.126А)
ü  Построение окружности с делением на 6 равных частей (РИС.127Б)
üПостроение окружности с делением на 5 равных частей (129Б)https://www.youtube.com/watch?v=mitQo2K4-j8
       IV.      Делаем фото тетради и скидываем учителю 


ЗАДАНИЕ для любознательных (по желанию).
ВЫПОЛНИТЬ ПОСТРОЕНИе ОРНАМЕНТА ПО ЭТАПАМ (дополнительная оценка)