Урок№21: "Анализ геометрической формы предмета"

Чтобы церкви не терялись в пространстве и были отчетливо видны издалека, для них нужно было отыскать выразительный силуэт. 
Поиски его привели зодчих к композиционному решению храмов с ярусным верхом из ряда уменьшающихся восьмериков.


Ведущую роль в архитектурном облике нашего города Хабаровска является Спасо- Преображенский кафедральный собор. Возведен на крутом берегу Амура в 2001-2004 гг. Является главным храмом и самым высоким зданием Дальневосточной столицы.
 
Говоря языком черчения, башни представляют собой сочетание геометрических тел. А вот каких – мы должны выяснить к концу урока.
(Записать в тетради (на новой странице) тему урока чертёжным шрифтом)

Геометрическое тело – это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми поверхностями.

Форма каждого тела имеет свои характерные признаки.

Давайте составим в тетради таблицу в которой подробно изобразим и опишем все свойства фигур (в нашей таблице последний столбик делаем самый широкий и оставляем пустым. С ним мы будем работать на следующем уроке.) 


В технике часто сравнивают форму детали с более простыми формами – геометрическими телами, а также используют формы геометрических тел для описания формы более сложных деталей.
Любая простая форма технической детали может быть представлена как форма геометрического тела (например, форма технической детали «ось» может быть представлена как форма цилиндра – см. рисунок 73 в учебнике), а форма сложного изделия – как сочетание форм геометрических тел (например, деталь «вилка» – см. рис.73 в учебнике, …, башня, о которой мы говорили в начале урока). В основу рассмотренного подхода к изучению деталей положен анализ его геометрической формы.

Анализ геометрической формы предмета – это мысленное рассечение предмета на составляющие его геометрические тела. (Записать в тетради)
Рассмотрим, как осуществляется анализ геометрической формы предмета по наглядному изображению детали. Деталь мысленно расчленяем на простые геометрические тела, называем их и рассказываем, как они расположены относительно друг друга в пространстве.

Например, деталь «Опора» (рис.74) состоит из прямоугольного параллелепипеда. В центре верхней грани прямоугольного параллелепипеда расположен усеченный конус со сквозным цилиндрическим отверстием, ось и диаметр которого совпадают с центровой осью параллелепипеда. По двум противоположным сторонам четырёхугольной призмы находятся половины цилиндров.
Применяя способ расчленения детали на простые геометрические тела, можно научиться быстро, правильно читать чертежи и грамотно их выполнять.
  •  А теперь давайте вернемся к началу урока. Как отмечают исследовали, многие соборы и храмы  «родственны ярусным башням и колокольням Древней Руси, но отличается подчеркнутой суровостью». 

Вашем домашним заданием будет анализ геометрической формы данного собора.

Познакомимся с определениями «четверик», «восьмерик», «шатёр» 
ВОСЬМЕРИК
 В русском зодчестве сооружение в форме правильной восьмиугольной призмы. Распространен главным образом в церковной архитектуре. Восьмерики ставились на четырехугольном основании («четверик»).
 ЧЕТВЕРИК
В русой архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов.
ШАТЁР
Покрытие в виде 4-х гранной или многогранной пирамиды. В русском деревянном и каменном зодчестве применялся в XVΙ─XVΙΙΙ вв.
Ответ ваш в тетради оформить как домашнюю работу (рисунок храма или фото+ технический рисунок тел из которых он состоит и рядом их название)


Вопросы для самоконтроля:
– С какими еще геометрическими телами вы сегодня познакомились?
– Для чего нужен анализ геометрической формы предмета? 
Другое домашнее задание (по желанию):
 1. Придумать и выполнить наглядное изображение игрушки, форма которой состоит из простых геометрических тел (образец показать). Если трудно выполнить рисунок, можно вылепить игрушку из пластилина.
2. Мысленно расчленить данные предметы на геометрические тела и записать их названия.