В дополнение к уроку № 24,25

 Построение проекций точек на поверхности предмета. Теперь рассмотрим способы построения проекций точек, лежащих на поверхностях предметов.

На рисунке 91 изображена шестиугольная пирамида. На линии, являющейся проекцией ребра, задана фронтальная проекция а точки А. Как найти ее остальные проекции?

Построение проекций точки, лежащей на ребре пирамиды

Рис. 91. Построение проекций точки, лежащей на ребре пирамиды

Рассуждают так. Точка находится на ребре предмета. Проекции точки должны лежать на проекциях этого ребра. Следовательно, нужно сначала найти проекции ребра, а затем при помощи линий связи отыскать проекции точки.

Чтобы построить профильную проекцию предмета и, в частности, профильную проекцию ребра, на котором находится точка А, удобно воспользоваться постоянной прямой. Так называют линию, которую проводят справа от вида сверху под углом 45° к рамке чертежа (рис. 91). Линии связи, идущие от вида сверху, доводят до постоянной прямой. Из точек их пересечения проводят перпендикуляры к горизонтальной прямой и строят профильную проекцию.

Построение постоянной прямой

Рис. 92. Построение постоянной прямой

Расположение постоянной прямой определяет место строящегося вида (рис. 91). Но если три вида уже построены, как на рисунке 92, а, нужно найти точку, через которую пройдет постоянная прямая. Для этого достаточно продолжить до взаимного пересечения горизонтальную и профильную проекции оси симметрии. Через полученную точку k (рис. 92, б) проводят прямую под углом 45° к осям. Это и будет постоянная прямая.

Если осей симметрии на чертеже нет, то продолжают до пересечения в точке k1 горизонтальную и профильную проекции граней, проецирующихся в виде отрезков прямых. Через точку k1 проводят постоянную прямую.

А теперь вернемся к рисунку 91. Проекции ребра, на котором лежит точка А, выделены голубым цветом. Горизонтальная проекция точки А должна лежать на горизонтальной проекции ребра. поэтому проводим из точки а' вертикальную линию связи. В месте ее пересечения с проекцией ребра находится точка а — горизонтальная проекция точки А.

Профильная проекция а" точки А лежит на профильной проекции ребра. Ее можно определить и как точку пересечения линий связи.

Мы рассмотрели, как находят на чертеже проекции точек, лежащих на ребрах предметов. Однако часто приходится строить проекции точек, лежащих не на ребрах, а на гранях. Например, чтобы просверлить в детали отверстие, надо определить, где находится его центр.

Чтобы по одной проекции точки, лежащей на грани предмета, найти остальные, нужно прежде всего найти проекции этой грани. Такие упражнения вы уже выполняли (см. рис. 89). Затем при помощи линий связи надо отыскать проекции точки, которые должны лежать на проекциях грани.

Линию связи сначала проводят к той проекции, на которой грань изображается в виде отрезка прямой.

Построение проекций точки, лежащей на поверхности предмета

Рис. 93. Построение проекций точки, лежащей на поверхности предмета

На рисунке 93 проекции грани, содержащие проекции точки А, выделены цветом. Точка A задана фронтальной проекцией а'. Горизонтальная проекция а этой точки должна лежать на горизонтальной проекции грани. Для ее нахождения проводят вертикальную линию связи из точки а'.

Чтобы найти профильную проекцию, нужно из точки а' провести горизонтальную линию связи. В месте ее пересечения с отрезком прямой — проекцией грани лежит точка а".

Построение проекций точки В, изданной горизонтальной проекцией b, также показано линиями связи со стрелками.

1. На рисунке 94, а, б даны чертежи в системе прямоугольных проекций и наглядные изображения предметов. На видах буквами обозначены проекции вершин. Перечертите или перенесите на кальку заданные изображения. Обозначьте буквами остальные проекции вершин. Найдите эти вершины на наглядных изображениях и обозначьте их буквами.

Задания для упражнений

Рис. 94. Задания для упражнений

2. Перечертите или перенесите на кальку заданные изображения (рис. 95) и постройте недостающие проекции точек, заданных на ребрах предмета. Выделите цветом проекции ребер (для каждого ребра свой цвет), содержащих точки. Нанесите точки на аксонометрической проекции и выделите теми же цветами ребра, на которых лежат точки.

Задание для упражнений

Рис. 95. Задание для упражнений

3. Перечертите или перенесите на кальку рисунок 96. Постройте недостающие проекции точек, заданных на видимых поверхностях предмета. Выделите цветом проекции поверхностей, на которых лежат точки (для каждой поверхности свой цвет). Выделите поверхности предмета на наглядном изображении теми же цветами, что и на чертеже, и нанесите точки.

Задание для упражнений

Рис. 96. Задание для упражнений

4. Перечертите или перенесите на кальку рисунок 97. Постройте недостающие проекции точек и обозначьте их буквами. Выделите цветом, как и в предыдущем задании, проекции поверхностей, на которых лежат эти точки.

Задание для упражнений

Рис. 97. Задание для упражнений

Графическая работа № 4. Чертежи и аксонометрические проекции предметов

  1. а) По заданию учителя постройте аксонометрическую проекцию одной из деталей (рис. 98). На аксонометрической проекции нанесите изображения точек А, В и С; обозначьте их. б) Ответьте на вопросы:

    Задания к графической работе № 4

    Рис. 98. Задания к графической работе № 4

    1. Какие виды детали представлены на чертеже?
    2. Сочетанием каких геометрических тел образована каждая деталь?
    3. Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет?
    4. Найдите на каждом из видов все плоские поверхности, перпендикулярные фронтальной, а затем — горизонтальной плоскостям проекций.
  2. По наглядному изображению деталей (рис. 99) выполните чертеж в необходимом количестве видов. Нанесите на всех видах и обозначьте точки А, В и С.

Задания к графической работе № 4

Рис. 99. Задания к графической работе № 4