Боркутин Даниил "Иррациональность в архитектуре".2020-2021

 


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Лицей “Звёздный” г. Хабаровска

 

 

 

 

Исследовательский проект
ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ
В
АРХИТЕКТУРЕ
 

 

Автор: Боркутин Даниил, учащийся класса 9.1

Руководитель: Величко Э.Ш., учитель математики

Старцева М.С., учитель черчения

 

 

 

 

ХАБАРОВСК

2021



Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….3

  1. Иррациональность в архитектуре…………………………………………………………....4
  2. Виды архитектурной конструкции…………………………………………………………..6

2.1. Стоечно-балочная система………………………………………………………………6

2.2. Арочно-сводчатая конструкция - основа Древнеримской архитектуры…...………...7

2.3. Пантеон…………………………………………………………………………………...7

  1. Иррациональность жилых и общественных зданий………………………………………10
  2. Вывод………………………………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………………………………..16

Приложение…………………………………………………………………………………………..17                      

Введение

Выбранная мною тема представляет для меня огромный интерес и дает старт для последующих научных выводов и исследований. Интересно окунуться в интересующий меня мир архитектуры, рассмотрев ее приемы и стили с точки зрения рациональности и иррациональности. Проанализировав и применив формулу архитектуры великого Витрувия (Прочность-польза-красота) на жилых и культовых сооружений хочется уделить в моем проекте особое внимание на культовую архитектуру (приложение рис. 1). И на примере гениального Антонио Гауди и его собора Саграда Фамилия в Барселоне провести параллели с иррациональностью архитектуры приемов этого шедевра архитектуры (приложение рис. 12). 
Цель исследования: Раскрыть причину появления такого понятия, как иррациональность в архитектуре. Почему она стала возможной? На примере некоторых памятников жилой и культовой (храмовой) архитектуры показать смелость замысла зодчего и его иррациональный подход к своему детищу.
Задачи исследования:
1. Представить в проекте эволюцию конструктивный решений в архитектуре, привести примеры: пирамиды, стоечно-балочная конструкция, арочно-сводчатая конструкция. Проанализировать связь развития конструктивных решений и появления в архитектуре более иррационального подхода, ярких архитектурных решений, незабываемых образов сооружений.
2. Рассмотреть архитектурные приёмы в жилой архитектуре на примерах работ Антонио Гауди. Убедиться в иррациональности подхода стилистики, архитектурных объёмах и внутренних пространствах сооружений.
3. Рассмотреть иррациональность храмовой архитектуры на примере собора Саграда Фамилиа (Собор Святого Семейства).
Глава 1
Иррациональность в архитектуре
 
Архитектура или зодчество - это искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека (ссылаемся на википедию). Таким образом из самого определения архитектуры следует, что она должна создавать не только прекрасное, но и полезное. “Прочность - польза - красота” - говорит формула великого Витрувия. Прочность не случайно стоит в ней на первом месте. Вся история архитектуры есть история созидания прочности, история борьбы с действием всемогущей силы тяготения. Недаром самый первый строительный кодекс, составленный в эпоху царствования Вавилонского царя Хаммурапи за 1800 лет до н.э. гласит:  
“Если строитель построил дом для человека, и работа его не крепка и дом, построенный им, обвалился и убил владельца, то строитель сей должен быть казнён”. Эта запись вытесана на колонне, ныне хранящиеся в парижском Лувре. 

 Шли годы, пролетали эпохи, менялись строительные материалы, а значит и конструкция архитектурных сооружений. Но всегда соображения прочности были определяющими в выборе новой архитектурной конструкции. 

 Но если относительно “прочности” у архитекторов никогда сомнений не возникало, то “польза” и “красота” являются предметами постоянной дискуссии. Впрочем дискуссий о красоте и целесообразности (пользы) не являются привилегией одних только архитекторов. Эта проблема, уходящая корнями в древность.
“Прекрасно то, что хорошо служит данной цели” - учит Сократ (приложение рис. 2).
“Дома строят для того, чтобы в них жить, а не для того, чтобы ими любоваться” - вторил Сократу через 2000 лет Френсис Бэкон (приложение рис. 3). Увлечение формулы Бэкона ещё через 30 лет привело к тому, что безликие фасады со скоростью геометрической 
Архитектурная безликость стала притчей во языцех, сделав возможные смешные истории вроде той, что произошла в пьесе Брагинского и Рязанова “С лёгким паром”. Мы помним этот сюжет по одноимённому фильму. Надо сказать, что на сегодняшний день ошибочность увлечения одной только пользой в архитектуре осознанно всеми зодчими, делаются серьёзные шаги по преодолению этого заблуждения. 
Есть и другая крайность во взглядах на соотношение пользы и красоты. Известный архитектор Джон Рескин говорит: “Искусство - это то, что бесполезно. Как только вещь становится полезной, она более не может быть красивой” (приложение рис. 4). Англичанина Джона Рескина поддерживал Француз Теофил Готье: “По настоящему прекрасным является только то, что ничему не служит”. 
По-видимому, те же взгляды на соотношение пользы и красоты имели фараоны Древнего Египта, жившие за 4500 лет до Рескина и Готье. Во всяком случае, построенные ими пирамиды останутся в истории человечества непревзойденным образцом. Прочность этих пирамид недосягаема.
Желая прославить своего фараона в веках, древнеегипетские зодчие из всех геометрических тел выбрали именно пирамиду. Конструкция древнеегипетской пирамиды является самой простой. Прочной и устойчивой. Вес каждого верхнего блока пирамиды по всей поверхности передаётся нижним блокам. Форма пирамиды представляет полное единство с её конструкцией. Однако такая конструкция не создаёт внутреннего объёма и, по существу, не является архитектурной конструкцией. 
Глава 2
Виды архитектурный конструкций

Стоечно-балочная система. Простейшей и древнейшей конструкцией является стоечно-балочная система. Её прототипом был Дольмен - культовое сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней, на которые наши предки водрузили третий горизонтальный камень (приложение рис. 5). Назначение Дольмена до конца не выяснено. Но я ясно одно: Дольмен - это гимн человека о преодолении силы тяжести, это вступление грандиозной архитектурной симфонии будущего (приложение рис. 5). 
  Со временем Дольмен перерос в кромлех - сооружение, служившее, по всей видимости, для жертвоприношений и ритуальных торжеств (приложение рис. 6). Кромлех состоял из огромных отдел носящих камней, которые накрывались горизонтальными камнями и образовывали одну или несколько концентрических окружностей. 
    Самый значительный и загадочный кромлех сохранился в местечке Стоунхендж (Великобритания) и относится к XX - XVII векам до н.э. Есть основание считать, что он был и древней астрономической обсерваторией.
     В дальнейшем оставалось только придать каменному столбу кромлеха форму лотоса или изящной женской фигуры - кариатиды (по греч. “девушки”), и стоечно-балочная конструкция превращалось в произведение искусства (приложение рис. 7, 9). Такое чудесное превращение мы видим в колоннах в древнеегипетского храма бога Амона в Карнаке (XV в до н.э.) или в кариатидах древнегреческого храма Эрэхтейон на афинском Акрополе (406 - 421 гг. до н.э.) (приложение рис. 11).
     Разумеется, стоечно-балочная конструкция проигрывала пирамиде в устойчивости и распределении веса, но она позволяла создавать внутренние объёмы и, безусловно, явилась выдающемся завоеванием человеческой мысли. 
     Главным же недостатком такой конструкции было то, что камень плохо работал на изгиб. 
     Каменный брус с сечением 10x10 см и длиной 1,34 м обламывается под воздействием собственного веса. Вот почему в храме Амона в Карнаке мы видим такой лес колонн. Зато камень прекрасно работает на сжатие. Это свойство камня и дало жизнь новой архитектурной конструкции - арке, а затем и своду.  
Арочно-сводчатая конструкция - основа Древнеримской архитектуры. Родившись в Месопотамии (Ирак) и Персии (Южный Иран), арочно-сводчатая конструкция была доведена римлянами до совершенства и стала основой древнеримской архитектурой. Арочно-сводчатая конструкция позволяла римлянам возводить гигантские сооружения. 
Амфитеатр Флавиев (Колизей) - самое высокое (48 м) из сохранившихся сооружений античного Рима, вмещающее 56 тыс. зрителей (приложение рис. 8). 3 яруса арок Колизея являются необходимым элементом его конструкции и неотъемлемой частью его архитектурной формы. Построенный за 10 лет, впоследствии в Колизей в течение многих веков использовался как каменоломня.
Пантеон. И наконец, вершина древнеримского строительного искусства пантеон. Пантеон - храм всех богов (приложение рис. 10). В “классе каменных куполов” 43-метровый купол Пантеона в истории зодчества остался недосягаемым. Но Пантеон не только вершина научных и технических достижений древнеримских строителей, а и шедевр архитектурного искусства. В интерьере Пантеона достигнута завораживающее гармония между высотой и диаметром сооружения, которое имеет простое математическое выражение: высота стен Пантеона равна радиусу полусферы его купола, то есть весь Пантеон как бы наброшен на 43-метровый шар. Цельность и величественность Пантеона оказали огромное влияние на многие поколения архитекторов.
     Таким образом, всё вышесказанное показывает эволюцию инженерной мысли. Если самые первые архитектурные конструкции отличались только прочностью сооружений, то со временем, спустя века мы видим эволюцию инженерной мысли, желание организовать внутреннее пространство сооружения. С помощью изобретения иных методов конструкции придать сооружениям не только функциональность, но и разнообразие архитектурных образов зданий.
То есть, первоначально, архитектура является исключительно рациональным видом деятельности человека. Во время постройки первых сооружений преобладало одна единственная цель: укрыться от непогоды: дождя, снега, холода, зноя и прочего. Началом истории архитектуры являются пещеры, в которых люди укрывались от опасности. Их устройство весьма просто и полностью отвечает потребностям: жильё изолировано от внешнего мира, посередине кострища для приготовления пищи и обогрева. Именно оттуда начало развиваться понятие функциональности архитектурных построек.
     Появление иррациональности в зданиях в первую очередь связано с появлением различных религиозных культов, а позднее и религиозно-философских течений. Хотя, конечно, спорных вопрос, можно ли религию назвать иррациональной? С одной стороны, людям требуются места для молитв, поклонений и прочего. С другой стороны, данные сооружения не несут никакого материального блага для человека. Они не нужны ему ни для обогрева, ни для сна, ни для пропитания. Соответственно, в теории, человек вполне мог бы обойтись и без них, и соответственно их постройка вполне может считаться иррациональной. Что касается другой иррациональной стороны архитектуры, то ей, безусловно, является эстетика. Стремление человечества к украшению окружающего мира, толкнуло его к бесконечному поиску идеальных пропорций. Эти поиски продолжаются и сейчас. В настоящий момент одно из основных задач архитектора является поиск правильных пропорциональных отношений, без которых проект будет провальным. Именно поэтому в одно время на фасады зданий выводили огромное количество лепнины, декора, скульптур и т.д. В другое время пристраивались ненужные комнаты и флигели. И вспоминая уже вышеупомянутую формулу архитектуры Витрувия “Прочность - польза - красота”. Так вот, первые два пункта, безусловно, относятся к рациональной стороне архитектуры, а последний скорее к иррациональной. Но иррациональный - не значит бессмысленный. С развитием культуры человечества людям необходимо искусство, сама человеческая сущность требует прекрасного. Интересно рассмотреть вопрос рациональности и иррациональности в архитектуре на примере 4-х типов архитектурных сооружении(жилых, общественных, промышленных зданий и культовых сооружений).



  Глава 3
Иррациональность жилых и общественных видов зданий

Жилые дома. В жилой архитектуре присутствие иррационального, пожалуй, сведены к минимуму. Для жилых построек функции, безусловно, стоит превыше всего. Исключением составляет частная архитектура, внешний облик которой зависит от одного человека, его вкуса, его видения о функциях собственного дома.
Примером иррациональности в жилой архитектуре однозначно на мой взгляд является дом Каса Мила в Барселоне, проект которого в начале XX века придумал и воплотил в жизнь великий испанский архитектор Антонио Гауди.   
Дом Мила стал (1906-1910) - наиболее безукоризненная с точки зрения художественного вкуса сегодняшнего дня (приложение рис. 13). Безусловная странность этого сооружения в глазах современников, не имевших образца для сравнения, отразилась в не лишенном иронического оттенка названии дома, закрепившемся среди барселонцов: Ла Педрера - "Каменоломня". Облик дома Мила навязывает ассоциацию с каким-то сложным скальным образованием, и потому "расшифровкой" образа для каменоломни, которым якобы вдохновлялся Гауди, занимались едва ли не с начала строительства. Называют и утесы поблизости от родного селения архитектора, и горы в районе Сант-Фелиу де Кодинес, и скалы в русле потока Перейс на севере острова Мальорка. Вырастающий на улице Грасиа дом вызывал вполне естественный интерес барселонцев, обрастал множеством анекдотов и карикатур. Важно отметить, что, как всегда у Гауди, иррациональность формального решения сугубо иллюзорна и дом Мила - совершенно рационалистическое сооружение. Для "Каменоломни" был создан макет в масштабе 1:10 - после сооружения подвальных помещений дома. На этом макете Бельтран, следуя указаниям Гауди, прорабатывал все выступы и запалы волнистой поверхности фасада. Затем макет был распилен на части, которые распределили по соответствующим точкам строительной площадки так, чтобы каменщики имели образ результата перед глазами. Чертежи деталей делались в натуральную величину, и когда Каналетто пожаловался на то, что не может достать до конца, даже растянувшись на листе, Гауди распорядился выпилить в щите отверстие, в котором чертежник мог работать, поворачиваясь во все стороны.
При возведении фасада дома Мила размеры брались непосредственно с макета. Наибольшему по высоте выступу каждой секции соответствовала натянутая вертикальная проволока, и от нее можно было отсчитывать волнистый вертикальный контур.
Заслуга Гауди заключается в том, что он сумел извлечь из природного окружения и ввести в мир архитектуры ряд форм, мимо которых проходили поколения зодчих. Гауди обратил особое внимание на гиперболические параболоиды и их сечения, гиперболоиды и геликоиды. Образование этих форм достаточно незамысловато - проще их наименований.
Насколько в начале прошлого века было разумно применить такое планировочное решение? В плане нет одинаковых по конфигурации комнат. Каждая комната индивидуальна. Стены криволинейны и замысловаты в своей задумки. Планировка настолько иррациональна на мой взгляд и неудобна в функциональном использовании. Какой должна быть мебель в таких квартирах? Неужели эта иррациональность была оправдана только оригинальностью архитектурного решения.
Иррациональность архитектуры общественных зданий я бы хотел раскрыть на примере культовой (храмовой) архитектуры. 
Храмовая архитектура (а также сакральная архитектура) — архитектура, занимающаяся проектированием и сооружением мест поклонения и священных культовых объектов, таких, как церкви, мечети, ступы, синагоги, и др. Многие цивилизации древности вкладывали большие средства и усилия в сакральную архитектуру, многие древние пирамиды и храмы сохранились до наших дней. Религиозные и священные постройки являются одними из самых впечатляющих, созданных человечеством.
До появления современных небоскрёбов культовые и религиозные постройки обычно были самыми крупными и выдающимися из всех строений. Несмотря на то, что стиль сакральной архитектуры менялся со временем, выражая общие тенденции в архитектуре, тем не менее, он был и остаётся неповторимым и отличается от стиля постройки других сооружений.
И ярким примером храмово архитектуры опять же для меня является Антонио Гауди и его Саграда Фамилиа (Храм Святого Семейства) в Барселоне (приложение рис. 16). 
Гауди просто фонтанировал идеями. Как художник абстракционист, охваченный внутренними порывами и эмоциями, он выплескивал свои замыслы хаотично, часто без схем и чертежей, интуитивно, бесконечно что-то меня, ломая и перестраивая заново. Неудивительно, что строительство требовало от него максимального личного присутствия и содействия, поэтому в итоге собор стал для него и рабочей мастерской, и кровом. 43 года жизни мастер отдал своему творению, при этом при его жизни была реализована только треть его замысла. Гауди был глубоко набожным человеком, и Саграда Фамилия должна была стать, по его замыслу, современным прочтением Нового Завета. И действительно, кажется, что каждый камень в сооружении неслучаен, он информативно напитан и рассказывает об очередном библейском сюжете. План здания выполнен в виде латинского креста, на этом собственно исчерпывалось сходство этого футуристического сооружения с обычными каталонскими церквями и храмами.
Главной заслугой Антонио Гауди современные исследователи архитектурного искусства считают то, что он смог обратить внимание, как обывателя, так и человека, создающего объемно-пространственные сооружения, на природные формы и к тому же нашел для них место в архитектурной композиции.
Особенное значение в творческом методе испанского мастера имеет такой прием, как использование гиперболических параболоидов, гиперболоидов и геликоидов. На самом деле за столь замысловатыми названиями скрываются достаточно простые для восприятия формы.
Для того чтобы иметь представление об указанных выше фирмах, необходим небольшой экскурс в геометрию. Итак, гиперболическим параболоидом называется геометрическая пространственная фигура, которая образуется при скольжении прямой по двум другим, непараллельным прямым в пространстве. При этом направляющие прямые оказываются параллельными.
Гиперболоид — это тело, получаемое при вращении гиперболы вокруг ее оси (мнимой или действительной). А геликоидом (или, как говорят математики, винтовой поверхностью) называется поверхность, которую описывает прямая линия, вращающаяся с постоянной скоростью вокруг неподвижной оси и одновременно перемещающаяся поступательно с постоянной скоростью вдоль данной оси.
Подобные пространственные фигуры и стали основой художественного метода, выработанного Антонио Гауди. При этом архитектор не просто копировал объекты природы, но и видоизменял их.
Причин тому было две: первой являлась авторская фантазия, а второй — сами заимствованные формы, которые в природе обязательно рельефны и фактурны, то есть, покрыты растительностью, усыпаны камнями и имеют определенный цвет.
Таким образом, копировать эти формы, и без изменений помещать их в архитектурную композицию было невозможно. Именно поэтому Антонио Гауди заимствовал у природы только геометрическую форму и геометрический принцип и затем, дополнив природными элементами, переносил их в стиль создаваемого архитектурного сооружения.
Ярким примером использования заимствованного из природы геометрического принципа стала архитектура знаменитого собора Саграда Фамилия. Фасад здания собора, форма которого представляет собой несколько собранных вместе параболоидов, буквально усыпан фигурами животных и каменными растениями.
Он ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, избегал прямых линий, считал, что прямая линия - это порождение человека, а круг - порождение Бога. Чтобы не “резать” помещение на части, он придумал собственную безопорную систему перекрытий. Позже он скажет: “... Исчезнут углы, материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон - и возникнет образ рая... так мой дворец станет светлее света...”
Начало строительства этого храма датируется 1882 годом. Замысел гауди настолько велик, настолько грандиозен в своём исполнении, что более иррационального сооружения мне сложно привезти примером в своём проекте. Испанцы настолько чтят наследие великого зодчего, что вот уже без малого 140 лет продолжается работа, и храм приобретает задуманную Гауди форму.
                                 



Вывод

Целью моей работы было доказать, что некогда иррациональный подход архитектора к своему творению - это успех, попытка оставить потомкам нечто грандиозное, нечто неординарное в своей области. Смелость замысла оправдывает почитание потомками в дальнейшем этих великих памятников архитектуры. Достигнута ли моя цель исследования? Я считаю, что да.
Во-первых, представив и проанализировав в проекте как развивались архитектурно-конструктивные решения. С их эволюцией менялись и облики зданий, усложнялись внутренние пространства, и как следствие архитектурная композиция каждого объекта отличалась значительно. Формы стали замысловатее, а подход архитектора в своему проекту всё более иррационален.
Во-вторых, намеренно в пример приводились жилые здания. Казалось бы, этот вид сооружений обязан быть только оправданно иррациональным. Только прочность и польза, как сказал Витрувий. Красоту можно исключить. Но нет, зодчие всё чаще находят индивидуальный подход в этом виде проектирования. Примером очень ярких является Дом Мила в Барселоне. 
В-третьих, на примере культовой архитектуры показать иррациональность было совсем не сложно. Это всегда самые смелые замыслы зодчих, самые высокобюджетные их исполнения, и всегда какая-либо идеология стоит во главу угла таких шедевров архитектуры. Саграда Фамилиа - ярчайший этому пример.



Список литературы

1. Альберти Л.Б., “Десять книг о зодчестве”. 1935
2. Витрувий М., “Десять книг об архитектуре”. 1935
3. Гримм Г.Д., “Пропорции в архитектуре”. 1935
4. Мессель Э., “Пропорции в античные и средние века”. 1936
5. Корбюзье Л., “Архитектура XX века” 1983
6. Васютинский Н.Н., “Золотая пропорция”. 1990
7. Изабелла Артигас., “Гауди. Полное собрание работ. 2008
8. Цербст Райнер., “Гауди. Жизнь, посвящённая архитектуре”. 2009
9. Architime.ru
10. Sagradafamilia.org



















Приложение 1